На уроках физики

В школе № 18 г. Брянска уже несколько лет в рамках научно-методической работы существует «Школа учительского мастерства» под руководством заместителя директора по УВР Маевской Н.С. На страницах «Брянской учительской газеты» неоднократно рассказывалось о различных формах подведения итогов работы «ШУМ». В данной школе существует «Лаборатория организации проектной деятельности» (руководителем является учитель математики и физики Степанова О. Н.), в которой учителя объединились, чтобы научить детей стать активными участниками учебного процесса, выступать с инициативой, не бояться смелых решений и самостоятельности. Чтобы учителя могли использовать метод проектов в своей работе их необходимо обучить. С этой целью в течение двух лет мы проводим семинары теоретической и практической направленности.

Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных

знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. На современном этапе в работе школы очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания. Перед школой, наряду с формированием системы знаний, стоит задача развития творческой личности ученика. В арсенале педагогических средств и методов, обеспечивающих умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, особое место занимает метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности. Участники проектирования творчески подходят к делу и при этом развиваются «самости» ребёнка: самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоанализ, самокоррекция, самоконтроль. Развитие самостей ребёнка, учёт его индивидуальных особенностей, постановка его в позицию субъекта обучения, а не объекта - это главные идеи личностно-ориентированного обучения (ЛОО). Метод проектов один из главных методов ЛОО, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.

На страницах «Брянской учительской газеты» рассматривались теоретические основы проектной деятельности учащихся и возможности её применения в практике работы современной школы. Рассмотрим необходимость и возможность применения метода проектов при изучении физики, опираясь на высказывания учёных разных времён и народов.

1. Какова основная задача обучения физике в школе?

А.П.Александров: «Преподавание физики в сегодняшней школе…должно давать твёрдые основы знаний, которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше, чем это было раньше».

2. Как следует подходить к изучению физики на уроках?

А.Н. Теренин: «Цель знания - не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучал».

М.Планк: «Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление».

Н.А.Умов: «Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

3.От учителя зависит многое.

Ф.Неймая: «Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но всё это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что всё это он делает сам».

Возьму на себя смелость высказать суждение о том, что метод проектов, методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной мере соответствуют обозначенным положениям. Изучая и анализируя результаты работы коллег, я попыталась организовать и провести подобную работу на уроках физики.

Считается, что уроки-конференции целесообразно проводить только в старших классах и что на таких уроках активно работает лишь половина учащихся. Проанализировав материалы газет «Физика» (приложение к газете «1 сентября»), я пришла к мнению, что в рамках проектной деятельности такие уроки можно проводить и в 7-9 классах. Например, в 8 классе уроки-конференции по темам «Физика атмосферы» (образование тумана и облаков, образование ветра, осадки, метеорологические наблюдения), «Электромагниты и их применение», «Глаз. Очки. Оптические приборы (глаз, очки, близорукость, дальнозоркость, проекционный аппарат, фотоаппарат, лупа). Основное условие: каждый ученик обязан высказаться по данной теме с дополнениями к основному докладу или с найденными им интересными материалами. В результате такие уроки проходят живо и эмоционально. За две недели до урока класс делится на группы по 4 человека в каждой. В состав группы входят: докладчик (готовит теоретическую часть), экспериментатор (готовит опыты, чертежи, рисунки, фрагменты кинофильмов), журналист-оппонент (готовит «каверзные» вопросы докладчику по теме), библиотекарь (подбирает материал для докладов, презентаций).

В контексте проектной деятельности можно проводить обобщающие уроки по темам.

Идеи таких уроков отражены в серии библиотеки журнала «Физика в школе», например, выпуск №24/2001г. В.И.Елькин «Оригинальные уроки физики и приёмы обучения». В этой же серии есть замечательная идея для использования её в методе проектов. Это уроки конструирования или использование элементов конструирования на уроках. На таких уроках предлагается придумать простейший прибор, сделать его, проградуировать, объяснить принцип действия, выдать главные технические характеристики изделия. Перед ребятами ставится определённая цель: например, изготовить и проградуировать прибор. Как его изготовлять, не говорится, но предоставляются материалы, которые можно использовать, на начальном этапе подсказывается идея конструкции. Класс разбивается на группы (3-4 человека). «Ведущего специалиста» в группах выбирают сами. По мере работы даются индивидуальные консультации и делаются отметки в специальном журнале. К таким задания можно отнести изготовление следующих приборов: простейший вариант ареометра, сделать весы, превратить компас в амперметр, изготовить «Сквознякометр», сконструировать фильтр для воды, сделать компас, электроскоп, термос и т.д. Критерии оценивания проекта обсуждаются и разрабатываются совместно с учениками.

На уроках физики можно выполнять краткосрочные проекты:

- составление паспорта физического явления;

- написание опорного конспекта;

-демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов;

-написание сказок с физическими вопросами;

-подобрать вопросы по сериям (механика, тепловые явления, световые явления, звуковые явления, электричество, экология, молекулярная физика и т.д.) к следующим разделам:

1.Физика в походе (поход по временам года; во время движения по дороге, горной тропе или в лесу; физика на лугу, у ручья, озера и реки; физика палатки; физика для поваров, медиков и дежурных по лагерю; физика у костра; физика за обедом; встреча с флорой и фауной).

2. Физика дома (консервирование, приготовление пищи, обустройство дома и т.д.).

3. Физика и транспорт.

-проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике. Ученики сами должны составить ход работы и таблицу для записи результатов. Учитель сообщает только название работы и предполагаемое оборудование. Можно чтобы и оборудование выбирали ученики сами. Например: определить рост человека с помощью часов; определить среднюю скорость ветра; кто больше придумает и покажет физических опытов с медицинским инвентарём.

В 7 классе при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» учащиеся предложили изготовить действующую модель фонтана или шлюза. В ходе работы над этим проектом учащимися были разработаны и изготовлены различные модели фонтанов, макеты дачных участков с полной проводкой водоснабжения бассейна, бани и полива грядок.

В 8 классе в ходе изучения темы «Электричество» ребята работали над созданием проектов о применении электричества в быту, промышленности, сельском хозяйстве и др. Например: «Модель инкубатора для высиживания яиц», «Модель инкубатора для выхаживания цыплят», «Модель освещения дороги», «Тренажёр для проверки знаний формул по физике», «История электрических печей (с изготовлением макета)» и другие. В этом случае формирование проектных групп было осуществлено «по желанию». Работа в таких группах протекает в более благоприятной, комфортной обстановке, поэтому сам процесс группового взаимодействия осуществляется легче. Можно было работать и индивидуально. Данные проекты относятся к проектам средней продолжительности (2-3 недели). По характеру координации – с открытой, явной координацией. Координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

На занятиях кружка «Проектирование по физике» родилась идея о популяризации физики и её применения в быту, производстве, медицине и в других областях науки с целью повышения мотивации к изучению физики. Решили в рамках декады организовать музей одного дня «Физика вокруг нас». В течение одного дня музей посетили ученики 6-8 классов, а для учащихся 3-х, 4-х классов были продемонстрированы занимательные опыты и викторины. В процессе подготовки сформировалось 5 групп из учеников 10 класса. Каждая группа готовила экспозицию по своей теме:

-механика и её роль в жизни человека;

-электричество в жизнедеятельности человека, новые способы получения электричества;

-оптика;

-атомная физика на службе человека;

-занимательные опыты и задачи, викторины.

Экспозиция оформлялась на 4-х листах ватмана, создавалась рабочая папка проекта и готовилась мультимедиа презентация проекта.

 

Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Можно привести некоторые примеры проектов по их классификации.

Исследовательские проекты.

-философско-физические исследования (в жанре эссе):

«Принцип толерантности и современное общество»,

«Принцип относительности и его влияние на развитие межличностных отношений в современном обществе»;

-литературно-физические трактаты:

«Чувственное и рациональное в познании окружающего мира»,

«Что видят в одном явлении природы разные люди: физик, обыватель, поэт, художник, композитор»;

-проекты позволяющие установить межпредметные связи:

«Компьютерные технологии в теоретической физике: проблемы и перспективы»,

«Физика и проблемы создания новых материалов с заданными свойствами»,

«Экологические проблемы большого города (физические аспекты)»,

«Физические измерения в медицине».

Ролевые, игровые проекты.

-ролевая игра «Суд над трением», «Суд над ядерной физикой»,

-проект «Дебаты»-«Озоновый экран нашей планеты: состояние, проблемы».

Информационные проекты.

«Радиационное загрязнение окружающей среды»,

«Транспорт «за» и «против».

Прикладные проекты.

-документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

-опорные конспекты;

-справочный материал;

-дидактический материал;

-таблицы;

-учебное пособие;

-презентация к уроку.

Для выявления отношения обучающихся к применению метода проектов в практике работы школы было проведено анкетирование учащихся 10 класса. Вот лишь некоторые суждения и высказывания учеников:

-«интересна новая форма работы, отличная от обычных уроков»;

-«увлекают обсуждение и дискуссия»;

-«при работе в группах имеет место уменьшение энергозатрат»;

-«весьма полезно самостоятельное добывание знаний»;

-«учебный материал лучше усваивается и запоминается».

В завершение следует отметить, что использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнёров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.

Подготовила: Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики школы №18 г. Брянска.
Сайт управляется системой uCoz